Свято-Одигитриевский собор города Улан-Удэ

ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЕВЦОВ: СЧАСТЬЕМ ВСТРЕЧИ С БОГОМ МЫ ОБЯЗАНЫ ДЕЛИТЬСЯ СО ВСЕМИ

DSC_1763

Отец Алексий Шевцов – клирик Свято-Одигитриевского собора города Улан-Удэ, миссионер-катехизатор, обменявший успешный бизнес на служение Богу и Матери-Церкви. Что может быть лучше?

Он закончил филологический факультет БГУ с отличием по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Филолог-русист, через редакторство которого жители всей республики узнавали о главных новостях культуры и политики. Был «второй мамой» (учителем) для детей начальных классов, преподавателем в воскресной школе. Но Господь ему уготовил путь священнослужителя.

Читатели нашего сайта просили рассказать о многолюбимом батюшке. Сам отец Алексий раскрыл нам несколько страниц из своей жизни.

 – Добрый день, отец Алексий. Вы улан-удэнец с рождения. Здесь прошли Ваши детские и юношеские годы. Расскажите о себе, когда и где приняли Таинство Святого Крещения?

– Святое Крещение я принял на 33 году жизни. Как человек, обремененный высшим гуманитарным образованием (я – выпускник БГУ, филолог-русист), я обладал к тому моменту довольно обширными знаниями в сфере философии и истории религиозных учений. В частности, Четвероевангелие к тому времени я прочитал уже дважды. И именно как филолог. В сторону религии как живой практики поглядывал не более чем с любопытством, а иногда и с интеллигентским, как сейчас говорят, либеральным, критиканством. Даже вяло сопротивлялся желанию бабушек крестить моих старших детей.

– Что подтолкнуло Вас креститься?

– Я всегда чувствовал себя свидетелем постоянной, вселенской, непрекращающейся битвы Добра со злом. Всё – по Достоевскому: «Здесь дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей». Только в моем ощущении полем этой битвы всегда было всё мироздание. И вот на 33-ем году жизни я испытал острую потребность заявить всему мирозданию, что я на стороне добрых сил. Как это сделать? У меня была только один сценарий осуществления этого желания. Креститься. В Православной Церкви. Причем в том храме, где познакомились мои прабабушка Анна и прадедушка Константин, – в Сретенском храме села Батурино.

– Помните ли Вы, что чувствовали в момент крещения?

– От батюшки – когда он в чине оглашения отдувал от меня бесов, очень пахло луком. Я думаю, бесы не просто отступали от меня – они дохли. (Смеётся).

А если серьезно… Я как филолог прекрасно знал смысл поговорки «Мы мазаны одним миром». Так вот, в тот чудесный день я был помазан одним миром с таким страшным и запущенным бомжиком, что меня это смирило, надеюсь, на всю оставшуюся жизнь – ведь мы оба в тот день стали детьми Небесного Отца, совершенно равными перед Ним.

А еще… батюшка, совершив Таинства Крещения и Миропомазания, очень внимательно посмотрел на меня и как-то проникновенно сказал: «Обязательно надо причаститься. Душа болеть меньше будет». Вот как раз этому-то совету я и не внял. И еще год продолжал жить безблагодатной жизнью крестившегося, но невоцерковившегося человека. Ну не было рядом со мной того, кто объяснил бы мне, что Крещение и Миропомазание – это то, что сделало меня верным и открыло доступ к главному в Церкви – к Евхаристии.

– Отец Алексий, расскажите о своем пути к Богу, когда произошло обращение?

– Спустя полтора года после моего Крещения мы с женой решили повенчаться – раз уж оба были теперь крещенными. Пришли в Одигитриевский собор, договорились с отцом настоятелем о дате Венчания и приняли поставленное им условие – неделю поговеть, поисповедаться и причаститься. И вот тут как тумблер какой-то щелкнул в голове. Именно с первым Причастием. Я с очевиднейшей однозначностью понял, что Это – настоящее. И Это в моей Церкви есть. А значит я не могу больше ходить по касательной мимо Этого. И я должен понять, что со мной произошло.

Для меня пресловутое противопоставление веры и разума раз и навсегда было разрешено словами апостола Павла: «Я знаю, в Кого уверовал» (2Тим. 1:12). То есть свою веру я должен был «обличить» знанием. И для меня, гуманитария, открылся потрясающе, беспрецедентно богатый мир двухтысячелетнего духовного наследия Православной Церкви. То, что от светской гуманитаристики скрыто. Я не мог этим надышаться, насытиться. Читал, читал, читал. Помните, у Мандельштама: «Я христианства пью холодный горный воздух». Как-то так…

Тут еще надо учитывать, что я к тому времени управлял довольно успешным и доходным бизнесом в сфере компьютерных технологий, даже прошел обучение по т.н. Президентской программе переподготовки управленческих кадров. Надо было ехать на стажировку в Германию. Но ведение бизнеса не только не приносило удовлетворения, но и часто ставило перед болезненными этическими проблемами. А тут, в моей Церкви – такая нужная измученной душе современного человека чистота и высота. Григорий Богослов, Григорий Нисский, Златоуст, Ареопагит, Палама. Я как будто после долгих скитаний домой вернулся.

– Почему Вы решили выбрать путь священнослужителя?

– Без лишней экзальтации и неврастении я чувствовал, что Господь ведет меня к Себе. Я, конечно, безмерно благодарен Ему, что Он так мягко меня обратил – через Венчание, через любовь. Мы ведь знаем, каким суровыми средствами он может вразумлять нас, неразумных. А тут, в отношении меня – такая отеческая заботливость о моих немощных барахтаньях.

Очень надеюсь остаться верным этому чувству благодарности Богу. Многие богословы сравнивают обращение человека с влюбленностью. У меня так и было. Как влюбленный не может говорить и думать ни о чем, кроме предмета своей любви, так и меня не занимало ничего – кроме всего связанного с Господом нашим. И понятно, что это состояние оказалось трудно совместимым с бизнесом.

Та духовная жажда, которую я с таким неофитским рвением утолял глотанием богословских книг, со временем… поменяла направленность, полярность, что ли… Появилась потребность не в себя только знания вливать, а делиться с окружающими счастьем от обретения Истины. Мало того, что мне доверили оглашать людей, приходящих ко Крещению. Господь стал устраивать так, что рядом со мной близкие и вчера еще осознанно атеистически настроенные люди стали приходить ко Христу. Я прямо кожей ощутил, что заповедь «идите, научите все народы» (Мф. 28:19) дана Христом мне лично. И свою востребованность в качестве катехизатора и миссионера счел тем, чем я могу быть сейчас наиболее полезен своей Церкви.

– Ваше Преподобие, каждый священник должен быть миссионером. Поведайте особенности Вашего служения.

– Каждая встреча с внешними по отношению к Церкви людьми ставит уникально сложные задачи перед миссионером, обязанным в общении с людьми разных национальностей, заведомо неровного уровня образования и далеко не всегда лояльного отношения к Церкви – засвидетельствовать истину Православия.

Всегда вне зависимости от национальности и вероисповедания слушателей можно найти тематику и тональность разговора. Миссионер обязан сделать так, чтобы любая тема приводила разговор к необходимости отрывать взгляд от земли и смотреть на Небо. И здесь неизбежно проявление уважительного отношения к чужой религиозной традиции. Потому что нравоучительная тональность и дидактическое назидание – плохой способ вызвать интерес к Православию – удивить, заинтересовать, заставить задуматься. Тем большая ответственность ложится на миссионера, призванного помочь человеку вне зависимости от его национальности посмотреть в сторону Православия с уважением и симпатией.

Мы провели работу по переводу православного богослужения на современный бурятский литературный язык. Несколько лет назад с отцом Александром Абидуевым в Свято-Троицком храме служили миссионерскую литургию, на которую пригласили заведующих кафедрами бурятской литературы и бурятского языка БГУ – Ларису Халахарову и Валентину Патаеву – тех ученых, которые этим переводом и будут заниматься. Меня самого по-хорошему встряхнуло то впечатление, какое произвело на них присутствие на нашем, православном богослужении. Люди другой религиозной традиции говорили мне, священнослужителю, прекрасные слова о неотмирной высоте и чистоте христианства. И это не было данью пресловутой толерантности или вежливости. Я вспоминал, какое впечатление произвело присутствие на службе в Константинопольской Софии на послов равноапостольного князя Владимира, которые в тот момент не знали, на земле они стояли или на небе. И понимал, что счастьем встречи с Богом, которое дает Православие, мы, христиане, обязаны делиться со всеми. «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9:16).

– Отец Алексий, благодарим Вас за интервью. От лица пользователей нашего сайта поздравляем Вас с престольным праздником нижнего придела нашего храма – Богоявлением и желаем Вам доброго здоровья, радости, терпения и помощи Божией в Вашем служении на благо Святой Матери-Церкви.

Татьяна КОРНИЕНКО

8 мнений на “ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЕВЦОВ: СЧАСТЬЕМ ВСТРЕЧИ С БОГОМ МЫ ОБЯЗАНЫ ДЕЛИТЬСЯ СО ВСЕМИ

  1. Татьяна

    Как знакомо это чувство- жажда знаний на пути к Богу. Спасибо за все отец Алексий.
    С наилучшими пожеланиями, Татиана,Лия.

  2. Лия

    Здорово! Очень интересно,такие замечательные слова душу согревают.Спасибо вам Отец Алексий за ваше нелегкое служение,за вашу доброту, терпение , любовь и молитвы за нас грешных.Храни вас Господи!

    1. Лия Очирова

      Здорово! Очень интересно,такие замечательные слова душу согревают.Спасибо вам Отец Алексий за ваше нелегкое служение,за вашу доброту, терпение , любовь и молитвы за нас грешных.Храни вас Господи!

    2. tatikorn Автор записи

      Мы рады, что наш рассказ об отце Алексие не оставил вас безучастными)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели