Свято-Одигитриевский собор — кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Начатое в 1741 году строительство собора длилось более чем 40 лет. Уникальность собора состоит в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.
Каменный собор в синодальный период
Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая 1770 года Иркутским святителем Софронием, верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии — 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом.
Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря [1]. В 1794 году соборный приход был четко разграничен со Спасским — границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).
В 1829 году с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. В середине XIX века на северной стороне фасада была установлена кирпичная пирамидальная стела с металлическим шпилем, который был закоординирован относительно восточной долготы и северной широты. Установленный строго по оси Большой улицы, Верхнеудинский меридиан определял его географическую точку на карте и являлся интересной достопримечательностью города.
Трещины на стенах и сводах собора, появившиеся еще в 1818 году, увеличились во время землетрясений 1862 и 1885 годов. Собор также пострадал и от городского пожара 1878 года, после которого был возведен новый верх колокольни. К северной и южной стене колокольни в 1900-х годах пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. В 1909-1913 годах собор капитально отремонтировали. Была полностью обновлена внутренняя отделка.
Одигитриевскому собору принадлежал прилегающий участок земли площадью 3242 кв. м. [2]. Вдобавок 12 марта 1902 года городом была пожертвована собору земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (Шмидта) и Мордовской (Банзарова) площадью 442.5 кв. саженей.
15 апреля 1895 года при приписанном к собору селе Поселье была открыта церковно-приходская школа [3]. В 1903 году известный благотворитель, верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов построил на свои средства за Удой второклассную церковную школу на сумму 23000 рублей. В том же году 1 ноября при соборе была открыта женская двухклассная церковно-приходская школа, для которой в 1904 году построили здание на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей.
Закрытие
В 1920-х годах храмом овладели обновленцы. 14 июля 1927 года специальная комиссия по постановлению Верхнеудинского горсовета РКД провела обследование здания собора и заключила что «храм в таком виде функционировать не может,» оценив необходимый ремонт в 30 тыс. рублей [4]. Акт технического осмотра от 2 февраля 1929 года подтвердил это заключение. В этой связи церковно-приходскому совету было предписано прекратить богослужения и приступить к ремонту. 6 сентября 1929 года «в виду отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта его, а также вследствие отсутствия других религиозных объединений, желающих принять названное здание культа в свое пользование, Президиум ЦИК постановил: а) здание религиозного культа — Одигитриевский кафедральный собор со всем его имуществом ликвидировать» [5]. На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» ликвидационной комиссии было поручено изъять всё ценное [6]. Согласно «акта о передаче культового имущества» изъяты были: Серебряная риза с иконы Божей матери Одигитриевской; Серебряная позолоченная риза с образа Божей Матери Одигитрии Смоленской; лампады серебряные; венцы брачные серебряные; потиры; сосуды; чаши; пасхальное евангелие в листах, оправленное серебром; вызолоченное с изображением Воскресения Христова и 4-х Евангелистов под финифтами со стразами с серебряными под золотом застежками 12 х 8 1/2 вер.; дарохранительницы; кадила; ковши серебряные; крест серебряный позолоченный с чеканными литыми изображениями распятие спасителя с тремя предстоящими святых — размер 56 см х 34 см вес 1 кг. 465 гр. — сумма оценки — 40 руб.; чаша серебряно-позолоченная с 8-мью финиф. изображениями, украшенное стразами; две тарелочки и звездица (полный набор) вес 3320 сумма оценки 90 руб. [7].
21 марта 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад и не проводить какого либо ремонта, «т.к. само здание ввиду его ветхости должно подлежать разборке с утилизацией годного материала» [8].
В 1930 году были сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а затем с 1934 года — Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. Благодаря тому что здание использовалось, оно избежало грозившего ему разрушения.
Возрождение
31 марта 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Указом главы Бурятии Л. В. Потапова от 1 августа 1995 гoда началась поэтапная передача собора Церкви. 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня на колокольню подняли 6 колоколов. Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии 28 июля (10 августа н. с.) стал проводиться крестный ход по центру города от Троицкого храма к собору. 21 ноября 1998 года при соборе открылась молельная комната. 23 июля 1999 года был освящен и установлен крест на колокольню храма. 20 декабря 1999 году приходу был передан нижний придел, совершён первый молебен. В этой связи в собор переместился центр Бурятского благочиния Читинской епархии. В 2000 году храм вновь получил настоятеля, 26 марта того года была отслужена Божественная литургия, а в мае того года собор был полностью освобожден от музейного имущества и передан епархии.
Собор восстанавливался всем миром. Был произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты новые колокола, среди них — 100-пудовый «Цесаревич». Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под руководством Максима Красикова. 1 августа 2004 года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием был освящен придел в честь Богоявления, а 27 сентября того же года главный престол в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший Патриарх).
9 июня 2004 года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев. При соборе открылись воскресная школа для детей, с 1998 года — библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.
С учреждением Улан-Удэнской епархии в 2009 году храм стал её кафедральным собором.
Статистика
• 1878 — в соборном приходе 996 мужчин и 1013 женщин [9]
• 1914 — в соборном приходе 1833 мужчин и 1815 женщин [10]
Архитектура
Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём — двусветный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой. С востока к нему примыкает пятигранный алтарь, с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.
Настоятели
• Иоанн (упом. 1741 — 1755)
• Максим Федоров (1760-е — 1780-е) прот.
• Иоанн Загоскин (1780-е) прот.
• Лаврентий Мордовский (8 февраля 1793 — 28 октября 1800)
• Афанасий Кузнецов (упом. 1816) прот.
• Иоанн Кириллов (упом. 1822 — 1823)
• Иоанн Евтюгин (30 августа 1825 — 1834) прот.
• Харалампий Попов (? — 17 июня 1867) прот.
• Михаил Касаткин (28 мая 1868 — ?) прот.
• Амфилохий Кузнецов (1877 — ?) прот.
• Стефан Попов (1890-е — 1900-е) прот.
• Сергий Старков (? — 17 сентября 1906)
• Иоанн Корелин (1908 — 3/4 февраля 1914) прот.
• Гавриил Асташевский (3/4 февраля 1914 — ?) прот.
• Афанасий Стуков (ноябрь 1916 — ?) прот.
1929 — 1992 — закрыт
• Олег Матвеев (1 марта 2000 — 2003) прот.
• Евгений Старцев (июль 2003 — упом. 27 сентября 2004) свящ.
• Михаил Елагин (с 6 февраля 2006) прот.
Святыни
• список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии — предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток мироточил .
Документы, литература
• НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
• НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
• Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ, 1983, 24.
• Демин Э. В., «260 лет Одигитриевскому собору,» Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы, Улан-Удэ, 2001, 99-110.
• Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ, Улан-Удэ, 2003.
• Семина Г. И., «Судьба и история Одигитриевского собора,» Правда Бурятии, 1994, 16 июля.
Использованные материалы
• Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни:
o http://www.egregor.ru/vchd — см. также список священно- и церковнослужителей храма
• Страница официального сайта Улан-Удэнской епархии:
o http://uud-eparh.ru/index.php/2010-10-29-02-43-41/2010-10-29…tml
• «Верхнеудинск – город купеческий,» сайт Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности:
o http://baikal-tolerance.ru/index.php?option=com_content&view…=31
• «Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII — начале XX вв.,» приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII — начало XX вв.) [дис. … канд. ист. наук], Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net:
o http://www.dslib.net/istoria-otechestva/istorija-pravoslavny…662
• Страница туристического портала Улан-Удэ:
o http://www.uutravel.ru/page/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%…%B2
• Бокарёв Александр, «Собор Иконы Божией Матери Одигитрия в Улан-Удэ,» проект Храмы России, учетная карточка от 29 марта 2012:
o http://temples.ru/card.php?ID=16639
• Страница путеводителя по городу Улан-Удэ:
o http://www.ulan-ude.ru/guide/religion-odigitrievsky.html
________________________________________
[1] «Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII — начале XX вв.,» приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII — начало XX вв.) [дис. … канд. ист. наук], Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net, http://www.dslib.net/istoria-otechestva/istorija-pravoslavny…662
[2] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 20, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[3] Забайкальские епархиальные ведомости, 1907, №№ 18-19, 401, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[4] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 23, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[5] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 2, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[6] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 15, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[7] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 71-72, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[8] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 32, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[9] Иркутские епархиальные ведомости, 1878, № 37, 409, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[10] НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
Информация взята с сайта http://drevo-info.ru/articles/24408.html